Детский сад №6 город Артёмовский

Выступление на семинаре по ФГОС в школе №56

13 марта [ср]

  Чиканова Г. А.

Воспитатель МАДОУ № 6

 Плюсы и Минусы внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования

Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ребенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого.Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам

работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались

Однако перечисленные в ФГОС формулировки во многом не соответствовали ни фактическому положению дел в большинстве садов, ни той подготовке, которую педагоги получили в институтах и училищах. В этом и заключалась основная сложность – нужно было сломать стереотипы, которыебыли заданы всей системой профессиональной подготовки  воспитателей.

Надо заметить, что новые требования к воспитателю появились не сегодня. Шаги в этом направлении были сделаны с появлением ФГТ. Именно работа по введению ФГТ заставила многих педагогов пересмотреть свои профессиональные установки, обратить внимание на новые образовательные технологии.

При внедрении любого нововведения всегда можно отметить его положительные и отрицательные стороны, другими словами его плюсы и минусы. Сегодня мы попытаемся сделать это в отношении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Сначала остановимся на плюсах.

Один из плюсов это: Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.

В результате данного изменения повысился статус педагога дошкольного образования, выросла заработная плата, в некоторой степени улучшилось материальное финансирование образовательного процесса.

К плюсам можно отнести включение терминов «социальная ситуация развития» и «образовательная среда» в условия и содержание реализации программы, особенности организации образовательной деятельности и взаимодействие детского сада и семьи.

 И формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста (Они представлены на слайде):

Первое - это обеспечение эмоционального благополучия,(Задано особое внимание к чувствам и потребностям каждого ребенка)

Второе, поддержка индивидуальности и инициативы детей, (Педагоги ищут новые технологии, методы и приемы поддержки детской индивидуальности и инициативы. Возникла необходимость  использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы  способствуют социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе  сверстников. Все это способствует саморазвитию самого воспитателя и повышению его педагогического мастерства, позволяет проявить творческие способности.)

Третье, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях,(Психолого-педагогическая работа по развитию ребёнка-дошкольника в ДОО предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, государстве и самом себе. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт. Источником для разработки педагогами ситуаций разных видов, как формы образовательной работы ДОО, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др. Условно образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. )

Четвёртое, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.(Еще раз подчеркивается процесс индивидуализации образования. Появилось такое понятие как спонтанная игра. Перед педагогами стоит задача теперь поиска и внедрения технологии поддержки и обогащения спонтанной игры.)

Пятое, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

(Педагоги выступают теперь не в качестве наставников, а в качестве равных партнёров. Родители получили возможность участия в НОД ДОУ)

Еще один плюс,это:

Появление образовательной области «Речевое развитие». (Раньше существовала одна образовательная область «Познание». Выделение речевого развития в отдельную область говорит о серьезной проблеме речевого развития современных дошкольников и призывает всех сотрудников детского сада обратить особое внимание на развитие речи детей во время всех видов деятельности дошкольников)

Очередной плюс это то, что:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Так, целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте; (появились впервые, их появление особенно оценили воспитатели групп раннего возраста, а также они дают представление о том, какими возможными характеристиками обладает ребенок при переходе во вторую младшую группу, а для детских садов, где отсутствуют группы раннего возраста, то при поступлении в детский сад.)

А сейчас остановимся на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования

-Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования (к 7-8 годам)

 1. Овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2.  Обладает установкой  положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства.

3.  Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Достаточно хорошо владеет устной речью, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими.

6.  Способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7.  Ребёнок проявляет любознательность.

А теперь остановимся на минусах, которые мы ощутили в процессе работы.

Образовательная программа была как системная модель (определены цели, задачи, содержание, механизм, средства)

Стала- комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования

Механизм как система сломан (комплекс- это объединение компонентов без единого целого) (Другими словами, содержание каждой образовательной области дается через все виды детской деятельности на определенную тематику, обозначенную в комплексно-тематическом плане. Это дает место творчеству, но вызывает определенные трудности в разработке НОД (или занятий), нет качественно разработанных конспектов занятий, а их и не может быть поскольку комплексно-тематический план у каждого ДОУ свой. В погоне за тематикой, часто упускается содержание. Если раньше расписание носило предметный характер (ФЭМП, Обучение грамоте, развитие речи и т.д) то теперь в расписании НОД указывается деятельность (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская и т.д) Так в нашем саду заметили, что ухудшилось освоение детьми математического содержания. Оно должно даваться в рамках познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с темой недели. Из-за этого теряется системность и планомерность. Не все педагоги могут творчески переложить математическое содержание из освоенных ими ранее старых в системе проработанных программ по ФЭМП на новую тематику и это сказывается на результате.

Еще один минус это:

Стандарт не предусматривает обучение грамоте. (Основной результат прописанный в ФГОС в этом направлении это то, что, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности)

Еще один минус это то, что

Хотя в стандарте и прописано, что при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники и нормативы финансирования должны определяться с учетом специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования  (включая специальные, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ), но на деле ничего этого нет.

Нет материальной базы, нет специалистов для инклюзивного образования, но дети с ОВЗ в дошкольном учреждении есть.

Несмотря на все возникающие сложности педагогический коллектив ДОУ показывает стабильно высокий уровень профессиональной компетентности. Большинство педагогов самостоятельно посещают курсы повышения квалификации, охотно осваивают новые педагогические технологии. Уже сейчас можно отметить, что у педагогов повысился уровень рефлексивных навыков, они демонстрируют вариативность в образовательном процессе. Все эти изменения не могли не сказаться и на детях. В своих воспитанниках мы отмечаем наличие внутренней свободы, индивидуальности, творческих способностей. Дети более социализированы, легко вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, но при этом несколько снизились показатели интеллектуального развития.

03.02.2016


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.